Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.09.2015 N 517-р "Об утверждении сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2014 год"



КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 сентября 2015 г. № 517-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СВОДНОГО ДОКЛАДА О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2014 ГОД

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 февраля 2013 г. № 138-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области":
1. Утвердить прилагаемый сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2014 год, подготовленный департаментом экономического развития Администрации Кемеровской области на основе докладов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2014 год и их планируемых значениях на трехлетний период.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований принять меры для обеспечения положительной динамики показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в 2015 году.
3. Департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) в течение 5 дней со дня вступления в силу настоящего распоряжения разместить сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2014 год, утвержденный настоящим распоряжением, на официальном сайте Кемеровской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - информационном интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области.
4. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В.Исламова.
6. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ





Утвержден
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 21 сентября 2015 г. № 517-р

СВОДНЫЙ ДОКЛАД
О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2014 ГОД

Введение

Сводный доклад представляет собой аналитическую информацию о деятельности органов местного самоуправления за отчетный 2014 год и подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
В Кемеровской области оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов находится в компетенции департамента экономического развития Администрации Кемеровской области и осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 февраля 2013 г. № 138-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области";
постановлением Губернатора Кемеровской области от 4 июля 2011 г. № 43-пг "Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районах Кемеровской области в отдельных сферах деятельности";
постановлением Губернатора Кемеровской области от 4 июля 2011 г. № 44-пг "Об утверждении Положения о порядке выделения ежегодных грантов городским округам и муниципальным районам по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год";
постановлением Губернатора Кемеровской области от 23 января 2014 г. № 3-пг "Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Кемеровской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению городских округов и муниципальных районов Кемеровской области".
Эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов оценивается по 40 показателям, сгруппированным по основным сферам социально-экономического развития: инвестиции, развитие малого и среднего предпринимательства, сельское хозяйство, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение граждан жильем и другие.
Одним из основных критериев оценки эффективности работы органов местного самоуправления является показатель "Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления", получаемый в ходе ежегодных опросов населения Кемеровской области. Результаты опросов населения отражают мнение граждан, уровень их удовлетворенности различными сферами развития муниципального образования, за состояние которых отвечают органы местного самоуправления.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области проводится отдельно среди городских округов и среди муниципальных районов. Общая информация о городских округах и муниципальных районах Кемеровской области представлена в приложении к настоящему сводному докладу.
Источниками информации для оценки эффективности являются данные, представленные в докладах глав администраций городских округов и муниципальных районов, статистические данные.
Проводимый анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет выявить сферы, требующие приоритетного внимания региональных и местных властей, а также сформировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного самоуправления. В ходе анализа определяются место и вклад каждого муниципального образования в социально-экономическое развитие Кемеровской области.
По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления формируется ежегодный рейтинг муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Кемеровской области. Три городских округа и три муниципальных района, достигшие наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления, награждаются дипломами и грантами.

I. Результаты мониторинга эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов

1. Экономическое развитие

В Кемеровской области в 2014 году были сохранены устойчивые темпы роста основных показателей социально-экономического развития. Положительная динамика достигнута в промышленном производстве, производстве продукции сельского хозяйства, инвестиционной сфере, жилищном строительстве.
В угледобывающей сфере введены три современных угольных предприятия, инвестиции составили более 50 млрд. рублей. Всего на-гора выдано 211 млн. тонн угля, что на 8 млн. тонн больше, чем в 2013 году.
В металлургии освоены новые инновационные технологии, в частности по производству дифференцированно-термоупрочненных рельсов длиной до 100 метров. Рельсовая продукция востребована как на отечественном, так и мировых рынках при строительстве линий высокоскоростного движения и линий с повышенной грузонапряженностью. В 2014 году отгружено 7800 тонн рельсов в адрес ОАО "Российские железные дороги".
Продолжилось развитие новых отраслей экономики, таких как добыча газа метана из угольных пластов, нефтепереработка (строительство трех нефтеперерабатывающих заводов), туризм (развитие спортивно-туристического комплекса "Шерегеш").
В агропромышленном комплексе увеличено производство всех основных видов продукции растениеводства, в том числе собрано 1127 тыс. тонн зерна, наращены объемы в животноводстве.
За 2014 год возведено 1,098 млн. кв. метров жилья, увеличены объемы индивидуального жилищного строительства - 103,5 процента к уровню 2013 года. В целом по области на долю индивидуального жилья приходится более половины всего объема вводимого жилья.
Создано 24,3 тыс. новых рабочих мест, из которых 2,8 тыс. - высокопроизводительные. Уровень зарегистрированной безработицы в 2014 году составил 2 процента, среднемесячная заработная плата - 26732 рубля, что на 5,7 процента выше, чем в 2013 году.
Сохранены в полном объеме все социальные выплаты и льготы, более того увеличен минимальный размер кузбасской пенсии (численность получателей - свыше 100 тыс. человек), повышен размер ежемесячной выплаты многодетным семьям. Всего в Кемеровской области мерами социальной поддержки охвачено около 1 млн. человек, сумма общих расходов на социальную политику в 2014 году составила 23,7 млрд. рублей.

Развитие малого и среднего предпринимательства

Динамично развивающийся малый и средний бизнес является важнейшей точкой роста экономики Кемеровской области, развивает производство товаров и услуг, туризм, создает дополнительные рабочие места, способствует развитию конкуренции.
В настоящее время в регионе действует 85 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, из них 34,5 тыс. юридических лиц и более 51 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В 2014 году вновь зарегистрировано 5,1 тыс. субъектов предпринимательства (увеличение на 1,5 процента к 2013 году). Рост количества малых предприятий обеспечен в Ленинск-Кузнецком городском округе, Гурьевском, Кемеровском, Крапивинском, Прокопьевском, Промышленновском и Тяжинском муниципальных районах. Существенное снижение числа действующих субъектов предпринимательства (на 18 процентов к 2013 году) наблюдается в Мысковском городском округе (рисунок 1).



Рисунок 1. Число субъектов малого предпринимательства,
единиц на 10 тыс. человек населения

В сфере предпринимательства работают более 313 тыс. человек, это 24,3 процента от всех занятых в экономике Кемеровской области. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций отмечается в Калтанском, Ленинск-Кузнецком, Междуреченском городских округах, Беловском, Гурьевском, Кемеровском, Крапивинском, Прокопьевском и Яйском муниципальных районах. В Киселевском городском округе, Ленинск-Кузнецком и Топкинском муниципальных районах в малом бизнесе задействовано свыше 40 процентов экономически активного населения (рисунок 2).



Рисунок 2. Доля среднесписочной численности работников
(без внешних совместителей) малых и средних предприятий
в среднесписочной численности работников (без внешних
совместителей) всех предприятий и организаций, процентов

В Кемеровской области созданы благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса: реализуются государственная и муниципальные программы поддержки предпринимательства, совершенствуются механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг, проводится работа по сокращению административных процедур.
В 32 муниципальных образованиях организованы центры поддержки предпринимательства, в 17 территориях открыты муниципальные фонды, в Калтанском, Кемеровском, Киселевском городских округах и Топкинском муниципальном районе действуют бизнес-инкубаторы. Все объекты инфраструктуры бесплатно предоставляют информационную, консультационную, имущественную поддержку, комплексно решая проблемы организации и сопровождения бизнеса.
Начинающим предпринимателям предоставляются гранты, микрозаймы (до 1 млн. рублей под 10 процентов годовых), гарантии по кредитам (до 70 процентов залогового обеспечения). В 2014 году на реализацию мероприятия по предоставлению грантовой поддержки было направлено 92,1 млн. рублей, гранты получил 321 субъект малого и среднего предпринимательства.
Действующим малым и средним предприятиям в целях снижения финансовых затрат субсидируются 80 процентов всех затрат по уплате процентов по кредитам, по аренде производственных площадей, по подготовке кадров, по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Оказывается адресная поддержка ремесленным предприятиям (компенсация расходов по изготовлению и экспонированию продукции), предприятиям, действующим в сфере туризма (предоставление субсидий на оснащение объектов туристской индустрии) и развивающим социальный бизнес (компенсация расходов на аренду помещения, приобретение оборудования, мебели).
Продолжается реализация мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность - круглые столы, конкурсы, тестирование предпринимательских способностей, экспертные сессии по отбору наиболее успешных бизнес-идей. В 2014 году молодыми предпринимателями открыто 80 предприятий, на которых организовано 123 новых рабочих места, всего привлечено к участию более 4,5 тыс. молодых людей из всех муниципальных образований Кемеровской области.
Вместе с тем развитие малого бизнеса в муниципальных образованиях сдерживают такие факторы, как ограниченный доступ к финансовым ресурсам, затруднения в получении производственных помещений, ограниченность рынка сбыта, сложность и нестабильность системы налогообложения.
Органам местного самоуправления рекомендуется:
совершенствовать механизмы финансовой поддержки, внедрять новые способы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
активизировать работу по созданию объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных и производственных площадей;
своевременно информировать субъекты малого бизнеса о происходящих изменениях в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность;
облегчить доступ субъектов к участию в выполнении государственных и муниципальных заказов, создать условия для активного участия малого бизнеса в импортозамещении.

Инвестиции

В 2014 году в Кемеровской области отмечена положительная динамика в инвестиционной сфере. Объем инвестиций в основной капитал составил 239,7 млрд. рублей и увеличился на 6,4 процента относительно 2013 года.
В области были реализованы крупные инвестиционные проекты в электроэнергетике, угледобывающей и металлургических отраслях, нефтепереработке, туризме.
В частности, завершено строительство газотурбинной электростанции "Новокузнецкая" (проектная электрическая мощность станции 298 МВт), запущен новый энергоблок Беловской ГРЭС (проектная электрическая мощность блока 220 МВт), проведена масштабная модернизация двух энергоблоков Томь-Усинской ГРЭС (увеличение производственной мощности электростанции на 48 тыс. кВт).
Введены в эксплуатацию три современных угольных предприятия (шахта "Карагайлинская", разрезы "Тайбинский" и "Кийзасский") с производственной мощностью более 1,5 млн. тонн высококачественного угля в год.
Продолжены программы технического перевооружения и модернизации металлургического производства: на Западно-Сибирском металлургическом заводе построены шаропрокатный стан и новая установка по вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи, позволяющая снизить себестоимость и увеличить производство стали.
Весомый вклад в экономику области также вносят реализация инновационного проекта "Добыча метана из угольных пластов на первоочередных площадях Кузбасса", строительство Яйского нефтеперерабатывающего комплекса глубокой переработки нефти и развитие туристического кластера "Шерегеш".
Среди муниципальных образований наибольшую инвестиционную активность проявили Мысковский, Беловский, Новокузнецкий городские округа и Таштагольский муниципальный район - объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) увеличился более чем в 1,5 раза и превысил в расчете на одного жителя 60 тыс. рублей (рисунок 3).
Лидерами по инвестициям в расчете на душу населения, несмотря на снижение объемов капиталовложений, остаются Новокузнецкий, Кемеровский, Ленинск-Кузнецкий, Яйский муниципальные районы (привлечено на одного жителя более 160 тыс. рублей). Максимальный объем инвестиций достигнут в Прокопьевском районе - 355 тыс. рублей на человека.
Самая низкая инвестиционная активность (11 тыс. рублей на одного жителя) зафиксирована в Ижморском муниципальном районе (рисунок 3).



Рисунок 3. Объем инвестиций в основной капитал
(за исключением бюджетных средств) в расчете на одного
человека в муниципальных образованиях, тыс. рублей

Для создания благоприятного инвестиционного климата в Кемеровской области действует пакет законов, по которым инвестор может получить максимальные льготы (снижение налогов, субсидии, гранты, суперльготные займы на развитие производства), внедрен региональный инвестиционный стандарт, в соответствии с которым создано агентство по привлечению и защите инвестиций, функционирует инвестиционный портал региона.
Во всех 34 муниципальных образованиях для оперативного решения проблем и вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, назначены инвестиционные уполномоченные, в ряде территорий действуют советы по инвестиционной и инновационной деятельности.
В Ленинск-Кузнецком, Прокопьевском, Юргинском, Новокузнецком городских округах и Таштагольском районе созданы зоны экономического благоприятствования с особыми условиями для ведения экономической деятельности (налоговые преференции, инфраструктура на льготных условиях, особый административный режим).
Также в муниципальных образованиях ведется электронный реестр инвестиционных площадок, развиваются модели муниципально-частного партнерства при реализации проектов и мероприятий.
Для повышения инвестиционной привлекательности и роста налогооблагаемой базы проводится работа по формированию земельных участков на основе невостребованных земель.
Процесс оформления прав собственности на земельные участки активно проходил в Новокузнецком, Калтанском городских округах, Новокузнецком и Кемеровском муниципальных районах: площадь участков, облагаемых земельным налогом, увеличилась в 2014 году более чем на 30 процентов. В Ижморском, Таштагольском, Беловском, Крапивинском, Яшкинском и Ленинск-Кузнецком муниципальных районах доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения, превышает 80 процентов от общей площади муниципального образования, в Киселевском и Междуреченском городских округах этот показатель составляет менее 15 процентов (рисунок 4).



Рисунок 4. Доля площади земельных участков, являющихся
объектами налогообложения земельным налогом, в общей
площади муниципального образования, процентов

В целях привлечения инвестиций и улучшения условий инвестиционной деятельности органам местного самоуправления рекомендуется:
совершенствовать работу по поддержке и сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
сокращать сроки согласования при выделении земельных участков и получении разрешительной документации на строительство;
оказывать содействие в создании и развитии инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов;
регулярно актуализировать информацию, представленную в инвестиционном паспорте и интернет-ресурсах об инвестиционной деятельности;
повышать уровень информационной открытости, формировать благоприятный инвестиционный имидж.

Сельское хозяйство

Многоотраслевое сельское хозяйство Кемеровской области на протяжении последних лет успешно выполняет основную задачу по обеспечению продовольственной безопасности региона и удовлетворяет внутренний спрос на основные продукты.
В 2014 году обеспечен рост по всем видам продукции: собрано 1127 тыс. тонн зерна (увеличение на 2,2 процента к 2013 году), 913 тыс. тонн овощной продукции (на 4,4 процента), произведено 129 тыс. тонн мяса (на 2 процента), получено 376 тыс. тонн молока (на 1,8 процента) и 1082 млн. штук яиц (рост 14 процентов).
Сельскохозяйственным производителям и предприятиям пищевой промышленности удалось увеличить объемы производства, что связано с процессами импортозамещения.
Положительные результаты достигнуты в финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций. Доля прибыльных предприятий увеличилась за 2014 год с 80 до 86,6 процента, рентабельность составила 11,9 процента. Все сельхозпредприятия в Прокопьевском, Крапивинском, Гурьевском, Тисульском и Тяжинском муниципальных районах завершили год с прибылью. В Кемеровском муниципальном районе на безубыточное производство вышли 23 предприятия из 24 (95,8 процента). Рост прибыльных предприятий определен в Новокузнецком, Промышленновском, Ленинск-Кузнецком и Ижморском муниципальных районах (рисунок 5).



Рисунок 5. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций
в общем числе сельскохозяйственных организаций
муниципального района, процентов

Развитию агропромышленного комплекса Кемеровской области в значительной степени способствуют инвестиции и государственная поддержка из бюджетов всех уровней. В рамках государственной и муниципальных программ сельхозпроизводителям предоставляются субсидии для возмещения части процентной ставки по кредитам и займам, компенсируются затраты на приобретение техники и удобрений, оказывается поддержка начинающим фермерам.
В настоящее время в Кемеровской области ускоренными темпами развивается животноводство.
В Промышленновском муниципальном районе функционирует крупнейший за Уралом животноводческий комплекс с полным циклом выращивания крупного рогатого скота ОАО "Ваганово", рассчитанный на содержание 4600 голов. В 2014 году на базе комплекса открыта новая производственная площадка - комбикормовый завод с производственной мощностью 10 тонн в час.
К числу отраслей сельского хозяйства, темпы развития которого неизменно повышаются, относится птицеводство. Птицефабрики региона (крупнейшие ООО "Птицефабрика Инская" Беловского района, ЗАО "Кузбасская птицефабрика" Новокузнецкого района, ООО "Яшкинская птицефабрика" Яшкинского района) активно развивают бройлерное и яичное направления производства и полностью удовлетворяют потребность населения в яйце.
Перспективным направлением для области является рыбоводство. Крупным индустриальным хозяйством не только в Кемеровской области, но и в Западной Сибири является ООО "Беловское рыбное хозяйство", в котором выращивают восемь видов рыбы, в том числе стерлядь и осетр. Из прудовых хозяйств наиболее крупным является ООО "Фермерское хозяйство Клецова".
Вместе с тем для аграрного сектора характерна недоступность кредитных ресурсов из-за низкой прибыльности бизнеса, рост кредиторской задолженности, высокие тарифы на энергоносители и минеральные удобрения, нехватка стабильных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Органам местного самоуправления рекомендуется:
способствовать участию сельхозпроизводителей в программах и конкурсах на получение грантов, субсидий;
развивать рыночную инфраструктуру - сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сервисные и информационно-консультационные центры;
содействовать реализации и продвижению сельскохозяйственной продукции в торговые сети, на внутренний и внешний рынки;
стимулировать к внедрению энергосберегающих технологий, рассмотреть возможность установления льготных тарифов на электроэнергию для сельхозпроизводителей.

Дорожное хозяйство и транспорт

Сохранение существующей сети автомобильных дорог, повышение качества выполнения работ по ремонту и содержанию, строительство новых участков дорог являются приоритетными направлениями для дорожной отрасли Кемеровской области.
В 2014 году отремонтировано 67 километров автомобильных дорог и более 200 тыс. квадратных метров покрытия, восстановлено 200 километров щебеночного покрытия, проведен ямочный ремонт около 1 млн. кв. метров площади дорожного покрытия. Выполнен ремонт тротуаров, дворов, дорог частного сектора, обустроены велодорожки.
В настоящее время самым крупным проектом в регионе является строительство третьего участка скоростной автомагистрали Кемерово - Ленинск-Кузнецкий протяженностью 17,6 километра (первые два участка протяженностью 44 километра сданы в эксплуатацию в 2011 - 2013 годах). Завершение последнего участка магистрали позволит улучшить автомобильное сообщение между двумя крупными городами Кемерово и Новокузнецком.
Продолжается реализация еще одного крупного инфраструктурного объекта - строительство объездной дороги протяженностью 14,5 километра в Таштагольском муниципальном районе. Введение в строй новой магистрали повысит пропускную способность автодороги и безопасность дорожного движения, сократит время в пути до туристско-рекреационного кластера "Шерегеш".
Выполнен значительный объем дорожных работ в муниципальных образованиях.
В частности, в Новокузнецком городском округе при подготовке к празднованию Дня шахтера капитально отремонтированы дороги центральных улиц, существенно обустроена улично-дорожная сеть внутриквартальных проездов. Причем при проведении этих работ осуществлялся комплексный подход к решению проблем: вместе с модернизацией проездов и дорог решались вопросы ремонта линий наружного освещения, реконструкции озеленения, строительства тротуаров, парковок, остановок общественного транспорта, установки пешеходного и дорожного ограждений.
В Таштагольском муниципальном районе выполнено устройство 9 тыс. кв. метров асфальтобетонного покрытия в двух городских поселениях и 1,3 километра щебеночной дороги в одном микрорайоне, отремонтировано 5 автомобильных мостов.
В Осинниковском городском округе уложено 22 тыс. кв. метров нового асфальта, выполнено благоустройство 8 придомовых территорий с созданием дополнительных парковочных мест, проведены работы по текущему ремонту дорожного покрытия. Общий объем финансирования составил более 75 млн. рублей.
В Кемеровском муниципальном районе к ремонту дорог были привлечены предприятия района, которые в рамках соглашений о социально-экономическом сотрудничестве осуществляли поставку щебня. С участием администраций сельских поселений отсыпано щебнем порядка 113 километров автомобильных дорог.
Работы по улучшению качества дорожного полотна проведены также в Беловском, Кемеровском, Прокопьевском, Краснобродском городских округах, Беловском, Крапивинском, Мариинском, Прокопьевском, Топкинском и Яйском муниципальных районах.
В результате доля муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности муниципальных дорог общего пользования постепенно сокращается. В 10 муниципальных образованиях все дороги общего пользования местного значения соответствуют нормативным требованиям. Вместе с тем в ряде муниципальных образований дорожные работы не проводились либо были выполнены ненадлежащего качества. Так, в Березовском, Кемеровском, Юргинском городских округах наблюдается рост доли протяженности дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а в Калтанском, Тайгинском городских округах и Тисульском муниципальном районе доля таких дорог составляет более 40 процентов (рисунок 6).



Рисунок 6. Доля протяженности автомобильных дорог общего
пользования местного значения, не отвечающих нормативным
требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог
общего пользования местного значения, процентов

Регулярным транспортным сообщением обеспечены все городские округа и 90 процентов сельских населенных пунктов Кемеровской области. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения, лишь в Новокузнецком муниципальном районе составляет 4,5 процента, в остальных 7 муниципальных образованиях численность такого населения не превышает одного процента.
В целях улучшения качества содержания дорог и дальнейшего развития дорожной сети органам местного самоуправления рекомендуется:
регулярно проводить оценку технического состояния муниципальных дорог (не реже 2 раз в год), в случае выявления несоответствий дорожного покрытия приступить к ремонту в текущем году либо включить в план на следующий период, заранее подготовив проектно-сметную документацию;
своевременно осуществлять профилактические работы по уходу за дорогами, устранять незначительные деформации и повреждения;
ужесточить требования для подрядных организаций, ограничить доступ недобросовестных дорожных компаний;
усилить контроль за качеством выполнения ремонтных работ, привлекать подрядчиков к устранению дефектов в рамках гарантийных обязательств.

Доходы населения

По итогам 2014 года среднемесячная начисленная заработная плата составила 26732 рубля и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 5,7 процента.
Рост заработной платы работников крупных и средних предприятий обеспечен во всех муниципальных образованиях, в том числе более чем на 12 процентов - в Осинниковском городском округе, Ижморском, Ленинск-Кузнецком, Крапивинском и Яйском муниципальных районах (рисунок 7).
Наиболее высокая заработная плата отмечается у работников Прокопьевского муниципального района и Междуреченского городского округа (свыше 35 тыс. рублей). Минимальная заработная плата сложилась в Чебулинском муниципальном районе (18 тыс. рублей).
Оплата труда работников учреждений бюджетной сферы также планомерно увеличивается. По итогам 2014 года среднемесячная начисленная заработная плата учителей общего образования в 29 муниципальных образованиях достигла уровня средней заработной платы по Кемеровской области, в Ленинск-Кузнецком городском округе, Беловском, Промышленновском и Тисульском муниципальных районах она превысила 30 тыс. рублей. Высокий уровень заработной платы работников учреждений физической культуры и спорта наблюдается в Кемеровском городском округе (27 тыс. рублей). В сфере культуры самая высокая заработная плата в учреждениях Прокопьевского муниципального района (22 тыс. рублей при среднеобластном уровне 17,4 тыс. рублей).



Рисунок 7. Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников крупных и средних предприятий
и некоммерческих организаций в муниципальных образованиях,
рублей

Для обеспечения поэтапного роста заработной платы работников бюджетной сферы проводится ежегодная индексация фонда оплаты труда: в 2014 году фонд оплаты труда повышался дважды на 10 процентов (с 1 мая - для работников учреждений культуры и социальных работников, с 1 октября - для педагогических работников детских домов, социальных приютов, домов-интернатов для детей).
Увеличению заработной платы способствуют также проводимые в муниципальных образованиях мероприятия:
заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, предусматривающих повышение оплаты труда, между администрациями муниципальных образований и руководителями предприятий, индивидуальными предприятиями;
заслушивание работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или имеющих просроченную задолженность, на заседаниях муниципальных комиссий по координации политики оплаты труда и областного штаба по финансовому мониторингу и поддержке отраслей экономики;
внедрение "эффективного контракта" в бюджетных учреждениях, который позволяет исключить стимулирующие выплаты постоянного характера и ввести выплаты на основании измеримых показателей качества, то есть увязать показатели качества и эффективности отдельного работника с показателями организации;
оптимизация сети бюджетных учреждений в части сокращения незанятых вакансий.
Кроме того, в целях повышения уровня доходов и социальной защищенности отдельных категорий граждан в Кемеровской области действует мощная, продуманная система социальной поддержки: выплачивается кузбасская пенсия, выдаются льготные жилищные и образовательные займы семьям бюджетников и молодым семьям, предоставляется льготный проезд на общественном транспорте для отдельных категорий граждан, оказывается адресная поддержка малоимущим слоям населения (пенсионерам, студентам, многодетным и малообеспеченным семьям) и другие. Всего получателями мер социальной поддержки являются около 1 млн. человек - это каждый третий житель региона.
В целях увеличения доходов населения и роста заработной платы органам местного самоуправления рекомендуется:
продолжать рассматривать на заседаниях муниципальных комиссий вопросы повышения заработной платы и своевременности ее выплаты отдельными работодателями, сокращать "серый" рынок труда;
обеспечить исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы и реальной заработной платы;
проводить структурные и институциональные преобразования в бюджетных учреждениях, направленные на повышение заработной платы работников с учетом повышения качества оказываемых учреждениями услуг.

2. Дошкольное образование

Благодаря целенаправленной работе в Кемеровской области очередность в дошкольные учреждения детей в возрасте от 3 до 7 лет полностью ликвидирована в 30 из 34 муниципальных образованиях, в результате дошкольным образованием по итогам 2014 года охвачено 99,1 процента детей (в 2013 году - 97,7 процента).
В целях более полного обеспечения детей дошкольными услугами в муниципальных образованиях строятся новые современные дошкольные учреждения, реконструируются и капитально ремонтируются здания (в 2014 году построено и реконструировано 40 дошкольных учреждений на 4,9 тыс. мест), открываются дополнительные группы.
Создаются дополнительные места также за счет развития негосударственного сектора и альтернативных форм дошкольного образования (гувернерская служба, группы кратковременного пребывания детей, развивающие игровые центры).
Например, в Новокузнецком городском округе услуги по дошкольному образованию предоставляют 23 негосударственных организации, 3 из которых имеют лицензию на ведение образовательной деятельности в области дошкольного образования.
Открываются дошкольные организации нового типа, построенные по проекту "билдинг-сад" (здания расположены на первом этаже жилого многоквартирного дома, что сокращает затраты при строительстве и является максимально удобным для родителей). В настоящее время в области действует 7 таких учреждений.
С 2008 года в Кемеровской области реализуется проект по созданию семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных организаций. Семейные группы организованы в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 1 года до 7 лет, а также в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет. По состоянию на 1 января 2015 г. в 25 муниципальных образованиях действовала 341 семейная группа, в которых воспитываются 365 детей.
В большинстве муниципальных образований отмечается снижение доли детей в возрасте от 1 до 6 лет, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения. По сравнению с 2013 годом в Новокузнецком, Тайгинском городских округах, Беловском, Кемеровском, Ленинск-Кузнецком и Промышленновском муниципальных районах очередность сократилась почти в два раза, в Юргинском муниципальном районе она ликвидирована полностью (рисунок 8).



Рисунок 8. Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, стоящих
на учете для определения в муниципальные дошкольные
образовательные учреждения, в общей численности детей
в возрасте от 1 до 6 лет, процентов

Здания дошкольных учреждений в 33 муниципальных образованиях содержатся в надлежащем технически исправном состоянии и не требуют ремонта, лишь в Тисульском муниципальном районе есть учреждение, которое нуждается в капитальном ремонте (в 2013 году в неудовлетворительном состоянии находились учреждения в 3 муниципальных образованиях).
В целях повышения качества услуг в сфере дошкольного образования и его доступности органам местного самоуправления рекомендуется:
обеспечивать качественное выполнение муниципальных программ развития дошкольного образования;
проводить мероприятия по привлечению в дошкольное образование молодых специалистов, способствовать профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогов;
привлекать негосударственные организации, индивидуальных предпринимателей к оказанию услуг дошкольного образования, развивать альтернативные формы (семейные группы, группы кратковременного пребывания и другие);
своевременно проводить поддерживающий ремонт зданий дошкольных учреждений, не допускать аварийного состояния.

3. Общее и дополнительное образование

В Кемеровской области продолжается реализация комплекса мероприятий по модернизации региональной системы общего образования.
В частности, в целях создания современных условий обучения укрепляется материально-техническая база образовательных организаций (все здания муниципальных образовательных учреждений региона находятся в удовлетворительном состоянии и не требуют капитального ремонта), обновляется инфраструктура образования, улучшается обеспечение современным информационно-технологическим оборудованием.
По итогам 2014 года доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, увеличилась и составила 78,1 процента от общего количества муниципальных общеобразовательных учреждений. Существенный рост показателя обеспечен в Киселевском, Междуреченском, Осинниковском городских округах, Крапивинском, Мариинском, Промышленновском и Яйском муниципальных районах. Минимальное количество таких учреждений (20 процентов) определено в Тяжинском муниципальном районе. Все муниципальные общеобразовательные учреждения отвечают современным требованиям в Тайгинском, Краснобродском городских округах, Кемеровском, Прокопьевском и Топкинском муниципальных районах (рисунок 9).



Рисунок 9. Доля муниципальных общеобразовательных
учреждений, соответствующих современным требованиям
обучения, в общем количестве муниципальных
общеобразовательных учреждений, процентов

Ежегодно повышается качество подготовки обучающихся общеобразовательных организаций. По итогам проведения единого государственного экзамена в 28 муниципальных образованиях все выпускники сдали экзамены по русскому языку и математике (в 2013 году такие результаты получены в 4 муниципальных образованиях). Количество выпускников, не получивших аттестат, тоже уменьшилось, лишь в Краснобродском городском округе и Гурьевском муниципальном районе без аттестата остались 1,3 процента выпускников, в остальных 6 территориях доля учащихся, не получивших аттестат, не превысила одного процента.
Постепенно снижается численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях во вторую смену. Для этого в муниципальных образованиях используются помещения организаций дополнительного образования, переоснащаются административные помещения в учебные кабинеты, вводится ступенчатый режим обучения.
В 7 муниципальных образованиях (Краснобродский городской округ, Ижморский, Кемеровский, Прокопьевский, Ленинск-Кузнецкий, Чебулинский и Яшкинский муниципальные районы) все школьники обучаются в первую смену. В Беловском, Юргинском и Тяжинском муниципальных районах доля учащихся во вторую смену составляет менее 10 процентов.
Тем не менее для многих территорий проблема обучения в режиме двухсменной учебной недели остается по-прежнему актуальной, особенно для Анжеро-Судженского, Калтанского, Ленинск-Кузнецкого, Междуреченского и Юргинского городских округов, где еще более трети школьников занимаются во вторую смену (рисунок 10).



Рисунок 10. Доля обучающихся в муниципальных
общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую
смену, в общей численности обучающихся в муниципальных
общеобразовательных учреждениях, процентов

Совершенствуется деятельность общеобразовательных учреждений по укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры и спорта (сдача нормативов в рамках спортивного комплекса "Готов к труду и защите Отечества", реализация проектов "Школьное питание" и "Школа здоровья"). Удельный вес детей первой и второй групп здоровья по области стабилен и составляет 70,4 процента от общей численности обучающихся (2013 год - 71,2 процента). Наиболее здоровые дети - в Тайгинском, Краснобродском городских округах, Кемеровском и Яшкинском муниципальном районах, здесь доля обучающихся, отнесенных к первой и второй группе здоровья, превышает 85 процентов.
В муниципальных образованиях создаются все условия для творческого роста и самореализации детей: от видового многообразия учреждений дополнительного образования и количества конкурсных мероприятий до адресной поддержки талантливых детей. Так, в Новокузнецком городском округе в целях выявления и поддержки талантливых детей ежегодно проводится более 140 конкурсов, соревнований, фестивалей, а проявившим выдающиеся способности присуждаются стипендии главы города "Юность Новокузнецка" и "Молодость Новокузнецка" (в 2014 году таких стипендиатов было 70).
Всего в различных кружках и секциях занимаются более 75 процентов детей и молодежи. Наиболее привлечены к творческой деятельности (свыше 85 процентов) учащиеся в Кемеровском, Киселевском городских округах, Кемеровском, Крапивинском, Прокопьевском и Топкинском муниципальных районах. Наименьший охват детей дополнительным образованием - в Тайгинском городском округе (рисунок 11).



Рисунок 11. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет,
получающих услугу по дополнительному образованию
в организациях различной организационно-правовой формы,
в общей численности детей данной возрастной группы,
процентов

В целях повышения качества и доступности образовательных услуг органам местного самоуправления рекомендуется:
завершить ресурсное оснащение сети образовательных организаций в соответствии с современными требованиями обучения;
обеспечить перевод общеобразовательных организаций на режим обучения в одну смену;
развивать дистанционные формы получения образования, в том числе для учащихся профильных и отдаленных школ;
расширять направления дополнительных образовательных услуг, исходя из потребностей общества, внедрять проекты сетевого взаимодействия с образовательными организациями;
в целях привлечения квалифицированных кадров в муниципальные образовательные организации продолжить работу по сохранению и развитию сложившейся системы социальной поддержки молодых специалистов.

4. Культура

2014 год в Кемеровской области был объявлен Годом культуры и туризма, в связи с этим во всех муниципальных образованиях были проведены социально значимые мероприятия.
После реконструкции открыты современные дома культуры в двух поселениях Кемеровского муниципального района, сельский клуб в Киселевском городском округе. В Прокопьевском и Крапивинском муниципальных районах построены "с нуля" современные дома культуры, в Новокузнецком городском округе после капитального ремонта введены в эксплуатацию краеведческий музей (один из старейших в Кузбассе) и планетарий. Всего по области отремонтировано 320 учреждений культуры и искусства.
Проведены различные культурные мероприятия, на которых побывали более 150 тыс. человек. Среди наиболее значимых - областной фестиваль хоров, всероссийская акция "Ночь искусств", выставки из передвижного музейного фонда, творческие проекты к юбилею областных театров, неделя высокой музыки.
Продолжили свое развитие проект "Электронная библиотека Кузбасса" (охвачены услугами 30 библиотечных централизованных систем) и проект "Сельские библиотеки Кузбасса: сохранение и развитие" (в 2014 году открыты модельные сельские библиотеки в Калтанском городском округе, Прокопьевском, Тисульском, Крапивинском и Чебулинском муниципальных районах). Значительно возросло количество культурно-массовых мероприятий, проведенных учреждениями культуры клубного типа.
В целом действующая сеть муниципальных учреждений культуры была оптимизирована максимальным образом, в том числе ликвидировано 23 библиотеки и 11 клубов. Обеспеченность библиотеками повысилась в Анжеро-Судженском, Новокузнецком городских округах, Кемеровском и Мариинском муниципальных районах. Соответствует нормативным требованиям уровень фактической обеспеченности библиотеками в 17 муниципальных образованиях, клубами - в 16 муниципальных образованиях (преимущественно в муниципальных районах), парками - в 13 муниципальных образованиях.
В Кемеровской области под государственной охраной находится 1315 объектов культурного наследия, из них 203 - объекты муниципального значения. В целях сохранения объектов культурного наследия в муниципальных образованиях ежегодно проходят традиционные акции по приведению в порядок памятников и обелисков, мемориальных мест, выполняются ремонтно-реставрационные работы. В рамках правового обеспечения деятельности по охране объектов устанавливаются границы охранной зоны памятников культурного наследия, утверждаются режимы использования земель и градостроительные регламенты. Нормативные правовые акты по утверждению границ приняты в Кемеровском, Ленинск-Кузнецком, Новокузнецком городских округах и Мариинском муниципальном районе.
Вместе с тем в 7 муниципальных образованиях имеются объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности и требующие консервации или реставрации. Наибольшее количество таких объектов (более 35 процентов) находится в Прокопьевском городском округе и Гурьевском муниципальном районе.
Для 17 муниципальных образований по-прежнему актуальной остается проблема содержания и технического обслуживания зданий учреждений культуры: доля муниципальных учреждений культуры, здания которых в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, варьируется от 2 процентов (Промышленновский и Мариинский районы) до 33 процентов (Полысаевский городской округ) (рисунок 12).



Рисунок 12. Доля муниципальных учреждений культуры, здания
которых находятся в аварийном состоянии или требуют
капитального ремонта, в общем количестве муниципальных
учреждений культуры, процентов

В целях сохранения культурного наследия и создания условий для равной доступности культурных услуг органам местного самоуправления рекомендуется:
привести здания учреждений культуры, находящиеся в аварийном состоянии или требующие капитального ремонта, в удовлетворительное состояние, привлечь инвесторов и меценатов к реставрации объектов;
установить и утвердить границы территорий и зон охраны объектов культурного наследия, внести сведения в градостроительную документацию;
развивать инфраструктуру отдыха и культурного туризма, создавать парковые зоны.

5. Физическая культура и спорт

Одним из самых приоритетных направлений в спортивной отрасли региона является развитие массового спорта.
В целях создания условий для занятий спортом в муниципальных образованиях ежегодно вводятся в эксплуатацию и реконструируются новые спортивные объекты. В 2014 году построены два крупных объекта - физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом в Ленинск-Кузнецком городском округе и современный ледовый дворец спорта "Маяк" в Прокопьевском муниципальном районе. Продолжается строительство спортивной инфраструктуры горнолыжного комплекса "Шерегеш" в Таштагольском муниципальном районе.
Наряду со спортивными сооружениями устанавливаются многофункциональные спортивные площадки по месту жительства, реализуются проекты по развитию велодорожек, оснащению мест массового отдыха уличными тренажерами. В рамках областной программы "1000 спортивных площадок" к летнему периоду 2014 года было подготовлено и функционировало 1496 спортивных площадок.
Для проведения активного досуга жителей в муниципальных образованиях действуют спортивные клубы по месту жительства, проводятся спортивные мероприятия различного уровня. Наиболее крупные среди них: соревнования по сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и защите Отечества" (принимают участие не только школьники и студенты, но и ветераны и сотрудники органов государственной власти Кемеровской области), Всекузбасские летние сельские спортивные игры (участвуют команды из 18 муниципальных районов).
Большое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на популяризацию физической культуры и спорта среди населения с ограниченными возможностями здоровья: Всекузбасский спортивный фестиваль среди детей-инвалидов, спортивные игры среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата "Кузбасс-2014".
Результатом проводимых мероприятий является ежегодный рост доли населения, занимающегося массовым спортом. По итогам 2014 года удельный вес такого населения составил 34,1 процента (в 2013 году - 29,8 процента).
Рост численности населения, вовлеченного в физкультурно-оздоровительное движение, обеспечен во всех муниципальных образованиях, в том числе более чем на 20 процентов - в Кемеровском, Ленинск-Кузнецком, Мысковском городских округах и Гурьевском муниципальном районе. Наиболее приобщены к спорту жители Мысковского, Кемеровского, Междуреченского городских округов и Топкинского муниципального района, наименее активно занимаются физической культурой в Краснобродском городском округе (рисунок 13).



Рисунок 13. Доля населения, систематически занимающегося
физической культурой и спортом, в процентах к среднегодовой
численности населения

В целях устойчивого развития массового спорта органам местного самоуправления рекомендуется:
оснащать спортивные объекты необходимым инвентарем, укреплять материально-техническую базу учреждений;
развивать инфраструктуру физической культуры и детско-юношеского спорта, внедрять малобюджетные проекты шаговой доступности;
формировать доступные условия для занятий спортом людей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствовать систему физического воспитания граждан, в том числе в образовательных организациях.

6. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Восьмой год подряд в регионе за год возводят более 1 миллиона квадратных метров нового жилья, новые квартиры получают порядка 20 тыс. семей.
По итогам 2014 года лидерами по объему ввода жилья в расчете на одного жителя стали Кемеровский (построено 0,50 кв. метра), Полысаевский (0,44), Новокузнецкий (0,41) городские округа, Кемеровский (1,30), Новокузнецкий (0,89), Таштагольский (0,57), Тисульский (0,51) и Прокопьевский (0,49) муниципальные районы. Высокие темпы жилищного строительства достигнуты в Юргинском и Тисульском муниципальных районах (по сравнению с 2013 годом объемы строительства увеличились в 1,4 и 1,2 раза соответственно).
Свыше половины всего годового объема жилищного строительства приходится на долю малоэтажного и индивидуального жилищного строительства (60,9 процента). Для большинства муниципальных районов такой вид строительства является определяющим в развитии жилищного домостроения.
Рост ввода в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств, отмечается в 19 муниципальных образованиях, из них в Осинниковском городском округе - в 3,2 раза, Полысаевском городском округе - в 2,5 раза. Наибольшая площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства (свыше 7 га в расчете на 10 тыс. человек населения) предоставлена в Кемеровском городском округе, Кемеровском, Новокузнецком, Прокопьевском и Таштагольском муниципальных районах.
Активно развивается в муниципальных образованиях комплексная малоэтажная застройка (ведется на 35 стройплощадках), в числе масштабных проектов - жилой комплекс "Европейская провинция" в Кемеровском муниципальном районе, коттеджные поселки "Сосновый" в Беловском городском округе, "Черкасов камень" и "Красный камень" в Киселевском городском округе, "Солнечный" в Юргинском городском округе.
Продолжается реализация уникального проекта - строительство жилого района Лесная Поляна в Кемеровском городском округе, количество его жителей составляет более 6 тыс. человек (в перспективе жителями станут 40 тыс. человек). В 2014 году в жилом комплексе построили третий детский сад с бассейном, возводят поликлинику для детей и взрослых и вторую "цифровую" школу.
Существенный вклад в развитие жилищного строительства вносят: региональная система по социальному ипотечному кредитованию (льготные займы без первоначального взноса и без процентов сроком на 20 лет), программы по бесплатному предоставлению земельных участков отдельным категориям граждан, в том числе многодетным семьям, по обеспечению бесплатным жильем военнослужащих и детей-сирот.
Развивается в регионе рынок некоммерческой аренды жилья для работников бюджетной сферы и молодых ученых. В настоящее время заселено 10 "доходных" домов в 7 муниципальных образованиях (в Анжеро-Судженском, Кемеровском, Ленинск-Кузнецком, Новокузнецком, Прокопьевском, Юргинском городских округах и Крапивинском муниципальном районе).
Проводится работа по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье. По итогам года жилье очередникам предоставлялось во всех муниципальных образованиях. Наибольшая доля граждан, улучшивших свои жилищные условия, - в Крапивинском, Прокопьевском и Тисульском муниципальных районах, в которых из числа состоящих на очереди получили жилье свыше 25 процентов.
В результате уровень обеспеченности жильем ежегодно повышается и составляет 23,4 кв. метра на одного жителя (в 2013 году - 23,1). Наибольшее количество квадратных метров на одного жителя приходится в Яйском (29,9), Ижморском (29,2) и Тяжинском (28,3) муниципальных районах. Самая низкая обеспеченность жильем - в Тайгинском городском округе и Мариинском муниципальном районе (рисунок 14).



Рисунок 14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся
в среднем на одного жителя в муниципальных образованиях,
кв. метров

За последние два года наблюдается тенденция сокращения объемов незавершенного строительства. В Новокузнецком городском округе, например, в результате изъятия неосвоенных земельных участков и выдачи новых разрешений на строительство (в связи с изменениями проектов) сократилась до нуля площадь участков, на которые не было получено разрешение на строительство в течение 3 - 5 лет.
Вместе с тем в ряде муниципальных образований выявлены факты неэффективного использования земельных участков под строительство. Так, в Междуреченском, Ленинск-Кузнецком, Полысаевском, Прокопьевском городских округах, Ижморском, Мариинском и Чебулинском муниципальных районах имеются объекты строительства, на которые с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию.
В целях повышения доступности жилья и качества его строительства органам местного самоуправления рекомендуется:
содействовать увеличению объемов ввода жилья, в том числе индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, развивать необходимую социальную и коммунальную инфраструктуры;
сокращать количество посреднических подрядных и субподрядных организаций, осуществлять более тщательный контроль за качеством выполнения строительных работ;
повышать эффективность использования земельных участков, предоставляемых для строительства, создать комиссию по контролю за неосвоенными земельными участками и незавершенными строительными объектами;
провести инвентаризацию очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечить своевременное снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в случаях, установленных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

В числе основных задач, которые стоят перед отраслью, - обеспечение стабильной работы всех систем жизнеобеспечения, модернизация и повышение энергоэффективности объектов, совершенствование системы управления.
В 2014 году на ремонт и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства регионом было направлено более 14,5 млрд. рублей (в 2013 году - 13,3 млрд. рублей). Капитально отремонтированы и реконструированы 32 котельные, закрыты 14 нерентабельных "кочегарок", заменено 400 километров ветхих тепловых сетей и почти 700 километров аварийных линий электропередачи.
Капитально отремонтировано 2512 жилых домов (увеличение объемов капремонта по сравнению с предыдущим годом на 15 процентов). Продолжена работа по замене устаревшего лифтового оборудования. В рамках действия региональной программы на условиях софинансирования (95 процентов - областной и местный бюджеты, 5 процентов - собственники жилья) за 2012 - 2014 годы заменено 590 подъемников, собранных непосредственно на заводах Кемеровской области.
В муниципальных образованиях создаются благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров и оказание услуг и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, в среднем составляет по городским округам - 81,9 процента, по муниципальным районам - 89,7 процента. Все объекты коммунальной инфраструктуры переведены в эксплуатационную ответственность частных организаций в 18 муниципальных образованиях.
Проводятся мероприятия по постановке земельных участков под многоквартирными домами на государственный кадастровый учет. В полном объеме на кадастровый учет поставлены земельные участки под многоквартирными домами в 15 муниципальных образованиях. В Анжеро-Судженском городском округе и Ленинск-Кузнецком муниципальном районе, напротив, постановка на учет ведется медленными темпами, доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет менее 25 процентов.
Повышается уровень общественного участия в управлении имуществом многоквартирных домов. Во всех городских округах и 17 муниципальных районах собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами. В Новокузнецком муниципальном районе доля многоквартирных домов с учетом выбранного способа управления составила 90,4 процента. Наиболее распространенными способами управления в территориях являются управление посредством управляющих компаний и управление товариществ собственников жилья.
Вместе с тем в муниципальных образованиях по-прежнему актуальны проблемы, связанные с высоким уровнем износа инфраструктурных сетей жилищно-коммунального комплекса и вследствие этого значительными потерями ресурсов, со слабым развитием внутриотраслевой конкуренции.
В целях предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг и совершенствования управления отраслью органам местного самоуправления рекомендуется:
проводить системный мониторинг технического состояния жилищного фонда, в соответствии с графиком подготавливать объекты коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону;
формировать конкурентную среду в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации, передавать обслуживание коммунального комплекса по договорам аренды частным организациям;
усилить работу по постановке земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, на государственный кадастровый учет;
информировать население об изменениях и нововведениях в отрасли, в том числе по вопросам развития общественного контроля, разъяснять права потребителей жилищно-коммунальных услуг.

8. Организация муниципального управления

При формировании бюджетов муниципальных образований в 2014 году были мобилизованы дополнительные источники доходов бюджетов и сконцентрированы финансовые ресурсы для исполнения первоочередных задач.
В результате в бюджеты муниципальных образований (с учетом консолидированных бюджетов районов) поступило 94,6 млрд. рублей, что на 5,9 процента выше чем в 2013 году. В объеме расходов наибольший удельный вес заняли расходы социально значимого характера - выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и социальная поддержка отдельных категорий граждан.
Для роста собственных доходов бюджетов органы местного самоуправления принимали следующие меры:
активизирована деятельность по продаже имущества и земельных участков (увеличение доходов в местные бюджеты в 1,7 раза по сравнению с 2013 годом);
в ряде территорий проведена корректировка коэффициента по единому налогу на вмененный доход, учитывающего особенности осуществления предпринимательской деятельности (увеличение поступлений на 14,5 процента);
организована работа по популяризации патентной системы налогообложения (рост поступлений в 2,6 раза).
Кроме того, на рост доходной базы местных бюджетов повлияли изменения в бюджетном законодательстве Российской Федерации и Кемеровской области (в соответствии с которыми в местные бюджеты переданы дополнительные нормативы от доходов областного бюджета), увеличение "разовых" платежей от доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов от продажи пакетов акций.
В 9 муниципальных образованиях доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превысила 50 процентов в общем объеме доходов бюджета. Максимальные значения по показателю достигнуты в Прокопьевском муниципальном районе (94,3 процента) и Междуреченском городском округе (93,5 процента).
Наибольший рост доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов обеспечен в Мысковском, Полысаевском, Юргинском городских округах и Топкинском муниципальном районе (рисунок 15).
Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда, включая начисления на оплату труда, в муниципальных образованиях отсутствовала.



Рисунок 15. Доля налоговых и неналоговых доходов бюджетов
муниципальных образований (за исключением поступлений
налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений)
в общем объеме доходов бюджетов (без учета субвенций),
процентов

Вместе с тем в 12 территориях сохраняется высокая зависимость бюджетов от межбюджетных трансфертов из областного бюджета (доля налоговых и налоговых доходов составляет менее 25 процентов).
В целях увеличения финансовой независимости местных бюджетов органам местного самоуправления рекомендуется:
активизировать работу с налогоплательщиками по погашению задолженности по налогам и сборам в бюджеты муниципальных образований;
выявлять неиспользуемые основные фонды муниципальных учреждений с целью их дальнейшей продажи или сдачи в аренду;
проводить мероприятия по оптимизации бюджетных расходов.

9. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности

Повышению энергоэффективности экономики в Кемеровской области уделяется особое внимание: реализуются государственные и муниципальные программы по энергосбережению, действует специальный институт - государственное бюджетное учреждение "Кузбасский центр энергосбережения", проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности использования энергетических ресурсов жилищным фондом и бюджетными учреждениями.
В муниципальных образованиях в рамках программы энергосбережения работа проводится по многим направлениям, начиная от строительства современных энергоэффективных теплоисточников, электростанций, линий электроосвещения, заканчивая применением передовых строительных материалов, проведением организационных мероприятий.
Масштабная работа развернута по реконструкции и переоборудованию сетей теплоснабжения. Крупные проекты 2014 года - реконструкция котельной в Темиртауском поселении Таштагольского муниципального района (замена изношенного оборудования на новое, высокопроизводительное, позволяет экономить до 40 процентов ресурсов) и начало строительства новой угольной котельной в Тисульском муниципальном районе взамен старого объекта, работающего на мазуте (снижение бюджетных расходов на топливные ресурсы почти в 6 раз).
Активно осваиваются альтернативные источники энергии. В частности, в труднодоступном поселке Эльбеза Таштагольского муниципального района реализован пилотный проект по электрификации населенного пункта за счет установки солнечных батарей. Мощность солнечной станции почти в 8 раз превышает дизельные электрогенераторы и полностью обеспечивает население круглосуточным электроснабжением.
Важным направлением энергосбережения остается внедрение систем учета и регулирования потребления энергетических ресурсов. В целях оптимизации расходов на энергопотребление в территориях прорабатываются меры, стимулирующие установку приборов учета. Так, в отношении тех, кто не установил индивидуальные приборы учета, применяются повышающие коэффициенты на энергоресурсы (дополнительно 30 процентов к основному нормативу потребления).
В ходе энергосберегающих мероприятий сокращено потребление всех ресурсов, в том числе тепловой энергии - 2,9 тыс. Гкал, воды - 720 тыс. куб. метров. В финансовом выражении экономия составила 119,5 млн. рублей.
Положительная динамика по удельной величине потребления энергетических ресурсов как в многоквартирных домах, так и муниципальных бюджетных учреждениях наблюдается практически во всех муниципальных образованиях.
В многоквартирных домах значительно уменьшилась (более чем на 20 процентов) удельная величина потребления электроэнергии в Беловском, Калтанском, Юргинском городских округах, горячей воды - в Новокузнецком и Прокопьевском городских округах, холодной воды - в Мысковском, Краснобродском городских округах, Крапивинском, Ленинск-Кузнецком и Новокузнецком муниципальных районах.
В бюджетных учреждениях наибольшее снижение зафиксировано по потреблению электроэнергии в Мысковском, Прокопьевском городских округах, Крапивинском и Ленинск-Кузнецком районах, по горячему водоснабжению - в Киселевском, Новокузнецком, Осинниковском городских округах и Кемеровском муниципальном районе.
В целях сокращения потребления энергоресурсов и бюджетных расходов на их оплату органам местного самоуправления рекомендуется:
регулярно проводить энергетический аудит жилищно-коммунальных объектов и устранять источники нерациональных потерь;
осваивать современные технологии в системах водо- и теплоснабжения, внедрять в практику альтернативные источники энергии;
содействовать оснащению многоквартирных домов и учреждений общедомовыми и индивидуальными приборами учета, использовать меры стимулирующего характера.

II. Итоги социологических опросов населения

Социологическое исследование по изучению общественного мнения населения Кемеровской области в части удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления в целом и в отдельных сферах проводится в соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 4 июля 2011 г. № 43-пг "Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в отдельных сферах деятельности".
Ежегодно в социологическом опросе принимают участие жители 34 муниципальных образований Кемеровской области в возрасте от 18 лет, общий объем выборки составляет 5 тыс. респондентов (2800 жителей городских округов и 2200 жителей муниципальных районов). Опрос проводится методом формализованного интервью в соответствии с квотами по полу и возрасту.
В 2014 году в социологическом исследовании приняли участие 55,4 процента женщин и 44,6 процента мужчин, преимущественно в возрасте от 35 - 54 лет (34,4 процента от общего числа опрошенных).
Население региона преимущественно удовлетворено работой органов местного самоуправления. Наиболее высокий уровень удовлетворенности продемонстрирован в сфере культуры, наиболее низкий уровень удовлетворенности - в сфере медицины. Сферой образования удовлетворены лишь треть опрошенных, но здесь ввиду узкой направленности предоставления услуг (не у всех в семьях есть дети, которые посещают учреждения образования) самая высокая доля затруднившихся ответить (50 процентов). Сферы муниципального управления и жилищно-коммунального хозяйства положительно оценили больше половины респондентов (рисунок 16).



Рисунок 16. Удовлетворенность населения деятельностью
органов местного самоуправления, процентов

В числе основных проблем респонденты отмечали:
в сфере здравоохранения - большие очереди к специалистам (Беловский, Тайгинский, Прокопьевский городские округа, Тяжинский район), нехватка персонала в медицинских учреждениях (Междуреченский, Мысковский, Осинниковский, Краснобродский городские округа, Беловский, Тисульский, Яшкинский районы), недоступность качественной диагностики заболеваний (Новокузнецкий и Промышленновский районы), плохое материально-техническое состояние (Березовский городской округ);
в сфере образования - нехватка учителей (Кемеровский городской округ), низкий уровень квалификации учителей и низкий уровень обучения (Беловский городской округ);
в сфере жилищно-коммунальных услуг - высокая стоимость услуг (Киселевский, Междуреченский, Мысковский, Осинниковский городские округа), плохое качество ремонтных работ (Киселевский, Междуреченский, Новокузнецкий городские округа), частые перебои и неисправности (Беловский, Кемеровский городские округа, Юргинский район), отсутствие ряда услуг (Тяжинский район);
в сфере культуры - недостаточное разнообразие учреждений культуры и культурных мероприятий (Мысковский, Полысаевский, Тайгинский городские округа, Промышленновский район), высокая стоимость услуг (Беловский, Юргинский городские округа).
Уровень удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления в разрезе муниципальных образований является сводным показателем и складывается из оценок населением отдельных сфер деятельности.
Лидерами по оценке населением деятельности органов местного самоуправления по итогам 2014 года стали Кемеровский, Междуреченский и Ленинск-Кузнецкий городские округа - более 51 процента опрошенных позитивно оценили работу местной власти. Наименьшие значения оценки населением получили органы местного самоуправления в Беловском и Березовском городских округах (38,6 и 36,8 процента соответственно). В остальных территориях удовлетворенность превышает 40 процентов (рисунок 17).



Рисунок 17. Удовлетворенность населения деятельностью
органов местного самоуправления в 2014 году,
процентов от числа опрошенных

Открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления (прямые обращения, "горячая линия", сюжеты и информационные материалы), совершенствование алгоритма взаимодействия граждан и власти способствуют росту доверия населения к органам местной власти.
Наиболее активно интересуются местными новостями жители Беловского, Березовского, Калтанского, Киселевского городских округов, Ижморского, Крапивинского и Ленинск-Кузнецкого муниципальных районов. Основная аудитория, проявляющая интерес к новостям о работе муниципалитетов, - лица старше 55 лет, пенсионеры.
Опыт обращения в органы местного самоуправления имеет каждый десятый (10,7 процента от опрошенных). Наиболее распространенные вопросы, с которыми население обращается в органы местной власти, это проблемы жилищно-коммунального комплекса, жилищный вопрос, социальная помощь и благоустройство, проблемы образования и культуры жителей волнуют значительно реже.





Приложение

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
О ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В состав Кемеровской области входит 16 городских округов и 18 муниципальных районов, которые состоят из 186 поселений, в том числе 22 городских и 154 сельских.

Наименование городского округа
Среднегодовая численность постоянного населения в 2014 году,
тыс. чел.
Информация о размещении доклада главы городского округа в сети "Интернет"
Анжеро-Судженский
79,9
www.anzhero.ru
Беловский
130,5
www.belovo42.ru
Березовский
49,4
berez.org
Калтанский
31,1
www.kaltan.net
Кемеровский
546,6
www.kemerovo.ru
Киселевский
99,1
www.shahter.ru
Краснобродский
14,6
krasnobrodsky.ru
Ленинск-Кузнецкий
101,2
www.leninsk-kuz.ru
Междуреченский
101
www.mrech.ru
Мысковский
44,7
www.myskiadmin.ru
Новокузнецкий
550,2
www.admnkz.ru
Осинниковский
48,8
www.osinniki.org
Полысаевский
30,1
www.polisaevo.ru
Прокопьевский
201,6
www.pearlkuz.ru
Тайгинский
26,8
adm.tanet.ru
Юргинский
81,3
www.adm.yrg.kuzbass.net

Наименование муниципального района
Среднегодовая численность постоянного населения в 2014 году, тыс. чел.
Административный центр муниципального района
Информация о размещении доклада главы муниципального района в сети "Интернет"
Беловский
28,4
г. Белово
www.belovorn.ru
Гурьевский
41,9
г. Гурьевск
www.admgurray.r42.ru
Ижморский
12,0
пгт Ижморский
www.ijmorka.ru
Кемеровский
46,8
г. Кемерово
www.akmrko.ru
Крапивинский
23,8
пгт Крапивинский
www.krapivino.ru
Ленинск-Кузнецкий
22,7
г. Ленинск-Кузнецкий
www.lnkrayon.ru
Мариинский
56,1
г. Мариинск
www.mariinsk.ru
Новокузнецкий
50,7
г. Новокузнецк
www.admnkr.ru
Прокопьевский
31,0
г. Прокопьевск
admprokop.ru
Промышленновский
49,2
пгт Промышленная
www.ako.ru/promishrn
Таштагольский
53,6
г. Таштагол
atr.my1.ru
Тисульский
22,5
пгт Тисуль
www.tisul.ru
Топкинский
44,2
г. Топки
www.admtop.ru
Тяжинский
23,7
пгт Тяжинский
www.tyazhin.ru
Чебулинский
15,2
пгт Верх-Чебула
www.ako.ru/chebula
Юргинский
22,4
г. Юрга
yurgregion.ru
Яйский
19,0
пгт Яя
adm.yayacity.ru
Яшкинский
29,3
пгт Яшкино
adm-rn.yashkino.ru


------------------------------------------------------------------