Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.02.2015 по делу N А27-17163/2014 <Требование о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин удовлетворены, поскольку проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов не являются ущербом, убытками для общества, так как носят компенсационный характер>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу № А27-17163/2014
Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области, в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания" "Южный Кузбасс", г. Междуреченск (ОГРН 1024201388661, ИНН 4214000608)
к Кемеровской таможне, г. Кемерово (ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474)
о взыскании 683 081 руб. 53 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии:
от заявителя: заявление о рассмотрении в отсутствие представителя;
от таможенного органа: В. - представитель по доверенности от 12.04.2012 (копия приобщена к материалам дела), служебное удостоверение, С.В. - представитель по доверенности от 23.12.2014 (копия приобщена к материалам дела), служебное удостоверение;
установил:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Южный Кузбасс", город Междуреченск (далее - заявитель, Общество, Угольная компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Кемеровской таможни, город Кемерово (далее по тексту - таможня, заинтересованное лицо, таможенный орган) 180 174,12 рублей процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, а также с требованием о взыскании с Кемеровской таможни в пользу Общества процентов за пользование чужими денежными средствами на всю взысканную сумму с момента вступления в законную силу судебного акта и до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части (требования изложены с учетом уточнений в порядке статьи 41, 49 АПК РФ).
Представитель заявителя в судебное заседание 19.02.105 не явился, в письменном ходатайстве просил суд рассмотреть спор в свое отсутствие.
В обоснование требования представитель заявителя в заявлении, дополнениях к заявлению ссылается на то, что таможенным органом в нарушение требований статьи 90 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", что является основанием для взыскания соответствующей суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин. При этом заявитель согласился с позицией таможенного органа о том, что суммы таможенных сборов являются излишне уплаченными и проценты подлежат исчислению за период с 24.06.2013 (дата, следующая за датой истечения срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов) по 18.04.2014 (дата фактического возврата излишне уплаченных таможенных сборов), что составило 180 174,12 рублей.
В части начисления процентов заявитель сослался на положения пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что данные проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов являются разновидностью денежного обязательства, вытекающему из гражданских правоотношений, следовательно, с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта таможенным органом необходимо исчислить и взыскать проценты да дату фактического исполнения судебного акта или его части.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании против требований заявителя в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов не возражали, в письменном отзыве, в ходе судебного разбирательства на заявление признали правомерность требования Общества в части взыскания процентов за указанный период в указанном размере.
В части начисления процентов по части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации возражали, полагая, что к возникшим административным по своей сути правоотношениям по взысканию процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов в силу положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации положения части 1 статьи 395 ГК РФ не применяются, при том, что взыскиваемые проценты не являются убытками, ущербом. Данные проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов являются компенсационными выплатами государства за нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта в ходе возникновения таможенных правоотношений.
Более подробно доводы таможенного органа изложены в письменном мотивированном отзыве, дополнениях и пояснениях, приобщенных к материалам дела.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
20.05.2013 и 29.05.2013 ОАО "Южный Кузбасс" обратилось в адрес Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы с заявлением о возврате таможенных сборов за таможенные операции, уплаченных по декларациям на товары (далее - ТД) при декларировании товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Казахстан.
21.06.2013 в адрес Общества Таможня направила письмо, согласно которому указывалось, что основания для возврата таможенных сборов за таможенные операции, уплаченных по ДТ в период 2010 - 2013 гг., при декларировании товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Казахстан, отсутствуют.
ОАО "Южный Кузбасс" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решение Кемеровской таможни, оформленное письмом от 21.06.2013 № 19-29/6119, в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2 666 000 рублей, как не соответствующее положениям Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2013 по делу № А27-10894/2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2013 по делу № А27-10894/2013 в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 666 000 руб. исполнено таможенным органом 18.04.2014.
ОАО "Южный Кузбасс" полагая, что излишне уплаченные таможенные платежи в размере 2 666 000 руб. возвращены таможенным органом с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о возврате 180 174,12 руб. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов и начисления процентов на дату исполнения решения.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд признает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 180 174,12 руб., в остальной части заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 129 Закона о таможенном регулировании взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Исходя из смысла указанной нормы Закона о таможенном регулировании, основанием для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов является решение таможенного органа, а проценты подлежат начислению в случае нарушения таможенным органом сроков рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов либо нарушения им сроков возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, установленный частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, таможенным органом нарушен не был.
При этом, решение о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин таможенным органом принято не было. Решением таможенного органа от 21.06.2013 № 19-29/6119 было отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, вследствие чего отсутствовало предусмотренное Законом о таможенном регулировании основание для их возврата.
Указанные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом отмечается, что спора между сторонами как по размеру суммы процентов (180 174,12 руб.), так и по периоду начисления процентов с 24.06.2013 (дата, следующая за датой истечения срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов) по 18.04.2014 (дата фактического возврата излишне уплаченных таможенных сборов) не имеется, расчеты произведены сторонами, расхождений не установлено.
Таким образом, суд признает требование заявителя подлежащим удовлетворению в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 180 174,12 рублей.
В части начисления процентов заявитель на основании пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта таможенным органом, суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
Статья 395 ГК РФ предусматривает взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами при неисполнении денежного обязательства а гражданском обороте, а также при взыскании долга, возникшего в гражданском обороте, судом.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения участников гражданского оборота, основанные на их равенстве. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
О недопустимости применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, если это прямо не предусмотрено законодательством, неоднократно высказывался в своих решениях и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что применение положений статьи 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года № 99-0, 25 ноября 2010 года № 1535-0-0, 11 мая 2012 года № 804-О).
Отношения по начислению и выплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей являются административными (таможенными) отношениями, регулируются Федеральным законом № 311-ФЗ, который не предусматривает возможности начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму процентов в рамках статьи 395 ГК РФ.
Обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Исполнительный документ (за исключением судебного приказа) направляется в Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и муниципального образования для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем с приложением копии судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Изложенное свидетельствует, что при установлении на основании взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 71 (пункты "в", "о"), 72 (пункт "б" части 1), 76 (часть 1) и 124 Конституции Российской Федерации механизма исполнения судебных решений как гарантии реализации права на судебную защиту федеральный законодатель предусмотрел специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделив таким образом в качестве особых субъектов, в отношении которых может осуществляться исполнение судебных решений, публичные образования (пункт 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 года № 2008-О).
Как указано в письме Минфина России 16.09.2014 № 08-04-06/3095 "О применении Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 22" действия Министерства финансов Российской Федерации, финансового органа субъекта Российской Федерации и муниципального образования по исполнению судебных актов с соблюдением принципов четкости, определенности и ясности регламентированы БК РФ, и их совершение в установленном законом порядке, в том числе в пределах предусмотренных сроков, не может рассматриваться как несвоевременное исполнение судебного акта применительно к позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении.
В этой связи для споров рассматриваемой категории непосредственное значение имеет вывод Конституционного Суда Российской Федерации, изложенный в пункте 2 Определения от 11 мая 2012 года № 804-О, где прямо отмечается, что статья 242.2 БК РФ, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на защиту интересов взыскателя. Положения данной статьи не препятствуют исполнению судебных решений, они предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.
Таким образом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, процедура исполнения судебного решения, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Из этого следует, что положения статьи 242.2 БК РФ не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя в том аспекте, что установленные порядок и сроки исполнения судебных актов приводят к несвоевременному исполнению судебного акта.
Таким образом, правовые основания для взыскания с Кемеровской таможни процентов за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения, отсутствуют.
Кроме этого, судом отмечается, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов по своей правовой природе не являются ущербом, убытками для Общества, так как носят компенсационный характер в сфере публично-правовых отношений, гарантированных государством, то есть основанных на властном подчинении одной стороны другой, при этом гражданское законодательство к этим правоотношениям не применяется.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований Общества (в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 180 174,12 рублей) и об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части взыскания процентов за неисполнение судебного акта с даты вступления решения в законную силу решения суда до даты фактического исполнения или его части, с отнесением судебных расходов на таможенный орган.
Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 167 - 170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Угольная компания "Южный Кузбасс" (ОГРН 1024201388661, ИНН 4214000608) 180 174 (сто восемьдесят тысяч сто семьдесят четыре) рубля 12 (двенадцать) копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) в пользу открытого акционерного общества "Угольная компания" "Южный Кузбасс", г. Кемерово (ОГРН 1024201388661, ИНН 4214000608) 4 842,16 рублей уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья
В.В.ВЛАСОВ
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу № А27-17163/2014
Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области, в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания" "Южный Кузбасс", г. Междуреченск (ОГРН 1024201388661, ИНН 4214000608)
к Кемеровской таможне, г. Кемерово (ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474)
о взыскании 683 081 руб. 53 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии:
от заявителя: заявление о рассмотрении в отсутствие представителя;
от таможенного органа: В. - представитель по доверенности от 12.04.2012 (копия приобщена к материалам дела), служебное удостоверение, С.В. - представитель по доверенности от 23.12.2014 (копия приобщена к материалам дела), служебное удостоверение;
установил:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Южный Кузбасс", город Междуреченск (далее - заявитель, Общество, Угольная компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Кемеровской таможни, город Кемерово (далее по тексту - таможня, заинтересованное лицо, таможенный орган) 180 174,12 рублей процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, а также с требованием о взыскании с Кемеровской таможни в пользу Общества процентов за пользование чужими денежными средствами на всю взысканную сумму с момента вступления в законную силу судебного акта и до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части (требования изложены с учетом уточнений в порядке статьи 41, 49 АПК РФ).
Представитель заявителя в судебное заседание 19.02.105 не явился, в письменном ходатайстве просил суд рассмотреть спор в свое отсутствие.
В обоснование требования представитель заявителя в заявлении, дополнениях к заявлению ссылается на то, что таможенным органом в нарушение требований статьи 90 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", что является основанием для взыскания соответствующей суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин. При этом заявитель согласился с позицией таможенного органа о том, что суммы таможенных сборов являются излишне уплаченными и проценты подлежат исчислению за период с 24.06.2013 (дата, следующая за датой истечения срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов) по 18.04.2014 (дата фактического возврата излишне уплаченных таможенных сборов), что составило 180 174,12 рублей.
В части начисления процентов заявитель сослался на положения пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что данные проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов являются разновидностью денежного обязательства, вытекающему из гражданских правоотношений, следовательно, с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта таможенным органом необходимо исчислить и взыскать проценты да дату фактического исполнения судебного акта или его части.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании против требований заявителя в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов не возражали, в письменном отзыве, в ходе судебного разбирательства на заявление признали правомерность требования Общества в части взыскания процентов за указанный период в указанном размере.
В части начисления процентов по части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации возражали, полагая, что к возникшим административным по своей сути правоотношениям по взысканию процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов в силу положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации положения части 1 статьи 395 ГК РФ не применяются, при том, что взыскиваемые проценты не являются убытками, ущербом. Данные проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов являются компенсационными выплатами государства за нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта в ходе возникновения таможенных правоотношений.
Более подробно доводы таможенного органа изложены в письменном мотивированном отзыве, дополнениях и пояснениях, приобщенных к материалам дела.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
20.05.2013 и 29.05.2013 ОАО "Южный Кузбасс" обратилось в адрес Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы с заявлением о возврате таможенных сборов за таможенные операции, уплаченных по декларациям на товары (далее - ТД) при декларировании товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Казахстан.
21.06.2013 в адрес Общества Таможня направила письмо, согласно которому указывалось, что основания для возврата таможенных сборов за таможенные операции, уплаченных по ДТ в период 2010 - 2013 гг., при декларировании товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Казахстан, отсутствуют.
ОАО "Южный Кузбасс" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решение Кемеровской таможни, оформленное письмом от 21.06.2013 № 19-29/6119, в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2 666 000 рублей, как не соответствующее положениям Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2013 по делу № А27-10894/2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2013 по делу № А27-10894/2013 в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 666 000 руб. исполнено таможенным органом 18.04.2014.
ОАО "Южный Кузбасс" полагая, что излишне уплаченные таможенные платежи в размере 2 666 000 руб. возвращены таможенным органом с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о возврате 180 174,12 руб. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов и начисления процентов на дату исполнения решения.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд признает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 180 174,12 руб., в остальной части заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 129 Закона о таможенном регулировании взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Исходя из смысла указанной нормы Закона о таможенном регулировании, основанием для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов является решение таможенного органа, а проценты подлежат начислению в случае нарушения таможенным органом сроков рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов либо нарушения им сроков возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, установленный частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, таможенным органом нарушен не был.
При этом, решение о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин таможенным органом принято не было. Решением таможенного органа от 21.06.2013 № 19-29/6119 было отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, вследствие чего отсутствовало предусмотренное Законом о таможенном регулировании основание для их возврата.
Указанные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом отмечается, что спора между сторонами как по размеру суммы процентов (180 174,12 руб.), так и по периоду начисления процентов с 24.06.2013 (дата, следующая за датой истечения срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов) по 18.04.2014 (дата фактического возврата излишне уплаченных таможенных сборов) не имеется, расчеты произведены сторонами, расхождений не установлено.
Таким образом, суд признает требование заявителя подлежащим удовлетворению в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 180 174,12 рублей.
В части начисления процентов заявитель на основании пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта таможенным органом, суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
Статья 395 ГК РФ предусматривает взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами при неисполнении денежного обязательства а гражданском обороте, а также при взыскании долга, возникшего в гражданском обороте, судом.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения участников гражданского оборота, основанные на их равенстве. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
О недопустимости применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, если это прямо не предусмотрено законодательством, неоднократно высказывался в своих решениях и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что применение положений статьи 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года № 99-0, 25 ноября 2010 года № 1535-0-0, 11 мая 2012 года № 804-О).
Отношения по начислению и выплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей являются административными (таможенными) отношениями, регулируются Федеральным законом № 311-ФЗ, который не предусматривает возможности начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму процентов в рамках статьи 395 ГК РФ.
Обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Исполнительный документ (за исключением судебного приказа) направляется в Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и муниципального образования для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем с приложением копии судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Изложенное свидетельствует, что при установлении на основании взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 71 (пункты "в", "о"), 72 (пункт "б" части 1), 76 (часть 1) и 124 Конституции Российской Федерации механизма исполнения судебных решений как гарантии реализации права на судебную защиту федеральный законодатель предусмотрел специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделив таким образом в качестве особых субъектов, в отношении которых может осуществляться исполнение судебных решений, публичные образования (пункт 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 года № 2008-О).
Как указано в письме Минфина России 16.09.2014 № 08-04-06/3095 "О применении Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 22" действия Министерства финансов Российской Федерации, финансового органа субъекта Российской Федерации и муниципального образования по исполнению судебных актов с соблюдением принципов четкости, определенности и ясности регламентированы БК РФ, и их совершение в установленном законом порядке, в том числе в пределах предусмотренных сроков, не может рассматриваться как несвоевременное исполнение судебного акта применительно к позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении.
В этой связи для споров рассматриваемой категории непосредственное значение имеет вывод Конституционного Суда Российской Федерации, изложенный в пункте 2 Определения от 11 мая 2012 года № 804-О, где прямо отмечается, что статья 242.2 БК РФ, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на защиту интересов взыскателя. Положения данной статьи не препятствуют исполнению судебных решений, они предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.
Таким образом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, процедура исполнения судебного решения, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Из этого следует, что положения статьи 242.2 БК РФ не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя в том аспекте, что установленные порядок и сроки исполнения судебных актов приводят к несвоевременному исполнению судебного акта.
Таким образом, правовые основания для взыскания с Кемеровской таможни процентов за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения, отсутствуют.
Кроме этого, судом отмечается, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов по своей правовой природе не являются ущербом, убытками для Общества, так как носят компенсационный характер в сфере публично-правовых отношений, гарантированных государством, то есть основанных на властном подчинении одной стороны другой, при этом гражданское законодательство к этим правоотношениям не применяется.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований Общества (в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 180 174,12 рублей) и об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части взыскания процентов за неисполнение судебного акта с даты вступления решения в законную силу решения суда до даты фактического исполнения или его части, с отнесением судебных расходов на таможенный орган.
Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 167 - 170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Угольная компания "Южный Кузбасс" (ОГРН 1024201388661, ИНН 4214000608) 180 174 (сто восемьдесят тысяч сто семьдесят четыре) рубля 12 (двенадцать) копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) в пользу открытого акционерного общества "Угольная компания" "Южный Кузбасс", г. Кемерово (ОГРН 1024201388661, ИНН 4214000608) 4 842,16 рублей уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья
В.В.ВЛАСОВ
------------------------------------------------------------------